Обычная версия Изображения: ВклВыкл Размер шрифта: AAA Цветовая схема: AAAA

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка – детский сад № 68 города Благовещенска"
 
Коррекционно-развивающая работа / Учитель-дефектолог Карякина М.В. / Эссе "Моя профессиональная позиция"

Навигация:

Эссе "Моя профессиональная позиция".

Наполни Смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неуловимый бег,
Тогда весь мир ты примешь как владение
Тогда ты будешь Человек!
Редьярд Киплинг

Выдержка и эмоциональная устойчивость, требовательность и интуитивная чуткость, а так же настойчивость и щепотка горького реализма… Казалось бы немного нестандартные качества для педагога, не так ли?

Тем не менее, мне пришлось формировать их, наряду с привычными – гуманностью, отзывчивостью, любовью и уважению к детям... Кем я работаю? Я – дефектолог. Часто люди не знают, что это за профессия, но те, кто знаком с ней, говорят одно: дефектолог – это "необычный" педагог. Вы спросите почему? Все просто – "необычный" педагог для "необычных" детей. Или, как мы говорим – "особых"… Ведь мои воспитанники – дети со сложными и почти всегда неизлечимыми диагнозами: умственная отсталость, ранний детский аутизм, глубокая задержка развития, синдром Дауна и другие. Могла ли я когда-то представить, что буду работать с ними? Нет, никогда!

Профессия педагога шла все детство со мною рядом, ведь мама и бабушка – воспитатели более чем с 35-летним стажем, поэтому работать с детьми любила всегда. Единственное, в чем отступила от традиции – я пошла учиться на учителя-логопеда. Однако, во время первой педагогической практики я попала не в обычную группу, а особую – компенсирующую, где впервые увидела таких детей… Сказать, что была впечатлена – это мало! Но каково же было мое удивление, когда после окончания университета меня пригласили работать именно в этот сад, именно в эту группу и именно дефектологом. Думаю, это было неслучайно. И вот, переподготовка, первые занятия, первый выпуск…

С этого и началось мое взросление, мое становление как педагога. Педагога, от которого зависит не только воспитание ребенка, а вообще возможность существовать в мире обычных людей, возможность находиться в обществе, получить жизненно необходимые навыки – говорить, понимать окружающий мир, а иногда просто – понимать свое имя и владеть простейшими навыками самообслуживания: кушать, одеваться, умываться…

Принять это было непросто. Но еще более непросто это реализовать.

Как я уже говорила, одним из первых этапов моего профессионального становления на тот момент стало формирование несколько новых для меня качеств личности.

Выдержка и эмоциональная устойчивость просто необходимы, чтобы смягчить или нивелировать аффективные вспышки моих воспитанников, они позволяют не отчаиваться, когда за месяцы работы, ты, казалось бы, не видишь продвижений, но потом понимаешь, что это не так. Ведь малейший шажок – ребенок откликнулся на имя или понял инструкцию "Дай" - это огромный прогресс для таких воспитанников.

Без требовательности я не смогу отработать материал занятий, потому что основной метод работы, например, с аутистами – механическое повторение навыка. Интуитивная чуткость – просто спасение в работе с эмоционально нестабильными детьми, особенно теми, которых ты видишь впервые, например, приехавшими из другого города на консультацию.

Почему я назвала реализм горьким? Потому что часто именно мне приходится сообщать родителям после обследования, что у их ребенка возможно есть проблема, и может быть эта проблема останется на всю жизнь, но конкретный диагноз им поставят уже на комиссии… Отсюда следует мой первый и главный принцип работы: особый ребенок – особое отношение к нему и своим действиям.

Не буду много говорить о гуманности, терпимости и любви к детям. Без этих качеств в моей профессии делать просто нечего, хотя бы потому, что можно не справиться с эмоциональной нагрузкой.

Следующий мой принцип - готовность к постоянному саморазвитию. Он отражается в поиске новых разработок в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь могу отметить, что большое внимание уделяю разработкам профессора, доктора педагогических наук Стребелевой Елены Антоновны. Ее методики близки мне по духу и содержанию, и я часто использую их в работе. К сожалению, коррекционное направление в образовании только начинает развиваться в последние десятилетия, а значит надо искать новые пути, участвовать в разработке методических пособий самостоятельно. Например, я ежегодно публикую свой педагогический опыт работы в заочных научно-практических конференциях и журналах, а также регулярно делюсь опытом работы на городских методических объединениях учителей-логопедов и дефектологов. Здесь же хочется отметить, что профессия дефектолога требует не только педагогических знаний, но и основательной медицинской подкованности – знания нейропатопсихологии, некоторых положений психиатрии, физиологии и многого другого.

Принцип "Творческой переработки" в моей работе действует всегда и везде. Потому что к моим воспитанникам нужен нетрадиционный подход, нестандартные решения и необычные пособия для занятий. А значит, либо я придумываю что-то новое, либо преобразую, адаптирую под уровень и особенности диагнозов.

Еще один принцип, которого стараюсь придерживаться: родитель – первый помощник, но только если ты поможешь ему сам. В моем понимании это не только простые консультации, это в первую очередь моральная поддержка, работа над практическим освоением методики работы с детьми с ОВЗ, а иногда и довольно неприятное открытие печальных истин. На практике это реализуется (кроме основной деятельности) через мою работу в консультативном центре, службе ранней помощи детям-инвалидам от 0 до 3х лет, в проведении специальных тренингов и мастер-классов в рамках работы клуба "Родительская Академия".

Работая дефектологом уже 7 лет, я могу сказать, что основная проблема, которую я решаю в своей деятельности – социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. И нельзя сказать, что она решается безболезненно. Безболезненно как для "особых" детей, так и для общества. Ведь зачастую оно совсем не готово к принятию в свои ряды людей, которые отличаются по поведению, внешнему виду, восприятию окружающего мира…

Именно поэтому особое место я отвожу инклюзии, которая является одним из направлений моего проекта по социокультурной адаптации дошкольников с ОВЗ "Мир вокруг нас!". Благодаря инклюзивным мероприятиям с детьми общеразвивающей группы мои воспитанники сделали огромный шаг вперед в своем развитии – познавательном, речевом, даже физическом. Но это же самое я могу сказать и о воспитанниках обычной группы, которые морально повзрослели, стали ответственнее, вдумчивее, заботливее. А ведь это – первый шаг к более терпимому к инклюзии обществу в будущем!

Конечно я понимаю, что на самом деле я еще в начале своего пути "Необычного" педагога, но я вижу смысл в своей жизни, в своей профессии, я иду к своей цели и стараюсь помочь им - тем, кто возможно не сможет без моей профессии жить – "особым" детям, моим воспитанникам! Спасибо им за то, что они делают меня сильнее, отзывчивее, добрее…